Как же правильно задавать вопросы и получить заветную информацию от клиента? Как узнать его проблемы?
На первый взгляд кажется, что это очень просто. Но не спеши с выводами. Умение задавать вопросы правильно – это целое искусство. Если они не правильные и заданные не к месту, то могут испортить и поставить крест на дальнейших отношениях. Но есть и хорошая новость – освоить эту науку можно.
Все вопросы можно условно разделить на две большие группы: открытые и закрытые.
И те, и другие нужны торговому представителю на разных этапах его работы с клиентом. Они — главный инструмент торгового представителя! Есть и другие варианты классификации, в зависимости от направления деятельности. Но все они так или иначе относятся к этим двум группам.

Содержание:
Открытые вопросы
Такие вопросы предполагают развёрнутый ответ. Например: «Как по вашему мнению…?», «Что вы думаете о…?», «Что вы будете делать, если…?».
Обрати внимание, что в этой группе всегда должен быть запрос к мнению клиента.
Почему?
Потому, что любой человек чаще стремится делиться своим мыслями, а не выслушивать чужие. Такова уж его природа.)
Задавая такие вопросы, ты будешь получать информацию о мнении клиента, его взглядах и мировоззрении.
Это позволит выяснить его черты характера, интересы, подходы к ведению бизнеса. На основе этой информации ты сможешь выстроить с ним дружеские отношения. А как известно, там, где отношения не формальные, там короче дистанция между тобой и клиентом, и, следовательно, больше возможностей. А что еще нужно продавцу? Правильно – нужны «ключики» от «замков» клиента.
Закрытые вопросы
Такие вопросы предполагают односложные ограниченные варианты ответов — ДА, НЕТ, ВОЗМОЖНО, НЕ ЗНАЮ и так далее. Закрытые вопросы нужно использовать, когда требуется зафиксировать договорённости. Задавать их нужно очень осторожно. Например:
«Все ли вам понятно из презентации?», «Довольны ли вы поставщиком?», «Встретимся в понедельник в девять?» и так далее.
Закрытые вопросы не оставляют манёвра клиенту и часто являются инструментом манипуляции. Задавать их нужно очень аккуратно. Люди не любят, когда ими манипулируют!
Как правильно задавать вопросы
С базой разобрались. Теперь поговорим о том, как правильно задавать вопросы, чтобы получить максимум информации и это не выглядело бы как допрос.)

— Начинай всегда с простых вопросов и постепенно усложняй их.
— Пристегивай к ним свои наблюдения. Например: «Я видел, что у вас на полках… как это сказывается на трафике?» или «Я слышал, что по новым правилам… как это отразилось на вашем бизнесе?».
— Не «расстреливай» клиента вопросами без пауз. Дай ему достаточно времени, чтобы осмыслить и сформулировать свой ответ.
— Не перебивай и не предлагай своего варианта ответа.
— Чередуй открытые и закрытые вопросы.
— Всегда исходи из цели, что ты хочешь узнать.
— Старайся увязывать новые вопросы с ответами на предыдущие.
— Потренируйся, попробуй набросать свой примерный список тем до встречи и запиши их в ежедневник. Но не задавай их с листа!
— Не используй сложных формулировок. Будь проще.
— Фиксируй ответы клиента короткими заметками в ежедневник. Потом сможешь «отмотать пленку» и вспомнить все, о чем говорили. Это поможет в анализе потребностей.

Есть еще несколько типов вопросов, которые ты можешь использовать в работе.
Вопросы с пресуппозицией
Для начала поясню что это за слово такое – пресуппозиция.
Простыми словами, это такая часть вопроса, которая не явно, но содержит готовое утверждение. Чаще всего используется в техниках нейролингвистического программирования (НЛП). Например, «Неужели Вы сможете отказаться от такого выгодного предложения?» Выгодное предложение это и есть готовое утверждение, с которым крайне сложно не согласиться, а еще глупее от него отказаться). Используй вопросы этого типа осторожно. Про манипуляцию я уже говорил выше.
Вопросы-гипотезы (открытые)
Вопросы – гипотезы или, по-другому, гипотетические, предполагаемые. Они дают возможность клиенту проявить фантазию и сделать свой прогноз относительно предложенной ситуации. Например, «Представьте, что ваши постоянные покупатели ушли к конкуренту, что вы будете предпринимать для их возвращения?».
Подведем итоги
Внимательно ознакомившись с вышеизложенным, подведем итоги полученных знаний:
— без вопросов не получить информацию
— без вопросов не выстроить отношения
— задавать их надо с умом
— следует управлять ходом беседы, используя разные типы вопросов
— нельзя допрашивать клиента, надо быть настоящим, говорить с ним
— предварительная подготовка к беседе поможет получить нужный результат
— использовать пресуппозиционные и закрытые вопросы следует осторожно
И еще не менее важный момент! Общаясь с клиентом на не рабочие темы, старайся избегать проблем политики, религии и прочих конфликтных тем.
Я не обещаю, что с первого раза ты получишь результат, но уверен, что, используя эти советы, как правильно задавать вопросы, ты освоишь эту науку и добьёшься отличных продаж.



все по делу, интересно.
Спасибо за комментарий! Буду дальше делиться полезной информацией.
Уведомление: Как стать менеджером по продажам - Навыки продаж
Уведомление: Как продать товар